Ярмарки имеют давние традиции, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения. Но его германские корни очевидны – jahr-markt – ежегодный рынок, регулярные торжища широкого значения. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой – и во времени, и в пространстве. Именно так с Х в. в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой — и во времени, и в пространстве. Уже к XI — XII вв. они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII в.
Наряду с крупными ярмарками — центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали т.н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные ярмарки, где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).
На территории современной Беларуси календарь ярмарок (а их насчитывалось более 200) был настолько отшлифован столетиями, что одна плавно переходила в другую. Был своего рода «круговорот» купцов, потребителей и непосредственно товара. Анненская ярмарка проходила с 25 июля по 25 августа. Ей предшествовала ярмарка в Гродно, масштабами куда скромнее Зельвенской. То есть в областную «столицу» съезжались купцы, подтягивался простой люд, и буквально через месяц все они перекочевывали в Зельву. После же 25 августа действо перемещалось в Свислочь.
Анненская ярмарка - откуда это праздник берет свое начало и какие имеет традиции? Почему, не будучи отмеченным в православном календаре, бережно сохраняется и празднуется в нашем поселке? И, наконец, какое отношение имеет ярмарка к нам, современников. Чтобы получить наиболее яркое представление о белорусском рынке как явлению, лучше всего перенестись в Зельву конца ХVIII - первой половины XIX века. На это время приходится наибольший расцвет здешнего ярмарки, начало которому положила еще в 1501 Анна Николаевна Улинич, вдова бывшего хозяина Зельвы Михаила Начовича, получившая от короля Александра Ягелончика привилегию на ярмарку в Зельве.
Сколько лет после этой даты продолжалась ярмарка, и с каким размахом, неизвестно, ведь про это не сохранилась каких-либо документов. Позже Зельва перешла к знаменитому и богатому роду Сапегов, а 20 мая 1721 года была подписана привилегия королём Речи Посполитой Августом II Сильным, согласно которой владелец Зельвы князь Антоний Казимир Сапега, получил право организовать «ярмонку или торги в день Святой Троицы». После смерти бездетного Антония Сапеги Зельва перешла к его родичу Александру Сапеге, при котором начался расцвет ярмарки. Тогда же, кроме недельной ярмарки, которая ранее проводилась в конце июля, с 4 августа по 4 сентября начали проводиться торги, на которых вначале торговали только лошадьми. В честь храмового праздника святой Анны ярмарка и торги получили название Анненской. Сам Сапега из своих конюшен выставлял на продажу около 1000 коней. С 1721 года ярмарка и торги начали проводиться вместе с 25 июля по 25 августа.
Различные источники донесли до нас сведения о том, как выглядела в средневековье место, где происходили периодические торги и ярмарки. Во многих городах рынки находились на площади, где располагались ларьки, лавки, склады, прилавки. На ночь рынок закрывался и охранялся часовыми. В Зельве, во время проведения ежегодных ярмарок, вследствие большого притока посетителей, по мнению одних исследователей, место коммерческого дела выносили за пределы города, где ставили временные торговые постройки. По мнению других - проходил базар на довольно благоустроенном гостином дворе в центре Зельвы. Здесь имелось около 200 магазинов, покрытых черепицей, два ледники для хранения продуктов, а также, что немаловажно, колодец, так как в середине лета, когда как раз проходил ярмарка, пожары были довольно частым явлением.
С 1721 года Анненская ярмарка в Зельве (Волковысский уезд), отыгрывает значительную роль во внутренней торговле Гродненской губернии, что объяснялось удобным расположением городка на перекрестке торговых путей из Беларуси в Польшу, и из Прибалтики на Украину.
До 1832 года местечко Зельва принадлежало князю Сапеге, предки которого основали ярмарку, которая в исходе 18 столетия по мнению евреев считалась важнейшей после Лейпцигской, как по оборотам, так и по числу прибывших купцов и торговцев. Гостеприимство и радушие Сапегов привлекало в Зельву многочисленное сборище не только купцов, промышленников, но и зажиточных дворян Литвы и Польши, проводивших на ярмарке время в беспрерывных пиршествах и роскошных угощениях.
В Зельве, где на ярмарках XVIII в. отсутствовали помещения для проведения коммерческих сделок, участники свои встречи для заключения контрактов проводили в питейных заведениях, что непременно заканчивалась применением алкогольных напитков в огромных количествах и очень часто приводило к разнообразным негативным явлениям (драки, грабежи, убийства и т.п.).
На ярмарке в Зельве широко была представлена деятельность "сферы обслуживания": открывались временные трактиры, винницы, пивные, кафе. Большую популярность приобрело "учреждение" некой дамы Валабрыньской из Слонима, которая ежегодно приезжала в Зельву. Погребок предприимчивой дамы славился своими напитками. Со слов белорусского историка И.Казловскага “яе выбарныя віны імпортэр… саграваюць усе галовы ў Зэльве. Там жа кожны купец мог працверазіцца і адпачыць”.
Составить представление о популярности Зельвенской ярмарки можно перечислением приезжающих на неё купцов. Так, в 1786 году ярмарку посетили следующие торговцы: из Гродненской губернии, включая и бывшую Белостокскую область, заняли 101 лавку и 4 дома; из Царства Польского, в том числе из Варшавы – 49 лавок и 7 домов; из Минской губернии – 23 лавки и 6 домов; из Галиции (Броды) – 11 лавок и 9 домов; из Виленской губернии – 9 лавок и 1 дом; из Витебской губернии – 1 лавку и 4 дома; из Могилёвской губернии – 1 лавку; из Бессарабии – 1 лавку и 1 дом; из Московской губернии – 1 лавку и 14 домов; из Каменец-Подольской губернии – 1 лавку и 1 дом; из Казанской губернии – 1 лавку и 1 дом; из города Данцига – 1 лавку и 1 дом. Всего было занято 201 лавка и 49 домов.
Чем же торговали в Зельве? Главный предмет торговли составляли лошади, приводимые из разных мест в числе нескольких тысяч. Между тем табун самого владельца Зельвы канцлера ВКЛ Александра Сапеги, состоявший из жеребцов английской, турецкой, датской и неаполитанской пород, числом более тысячи, занимал 1-е место, как по своему достоинству, так и по численности.
Издревле конь был символом Анненской ярмарки. Недаром на гербе Зельвы в центре черный конь, олицетворяющий силу, жизненность и победу. Торговля лошадьми в Зельве была особой. Как свидетельствуют исторические документы, бывали годы, когда на ярмарке их продавали по несколько тысяч. Их пригоняли помещики и торговцы Лидского, Кобринского и Брестского въездов Гродненской губернии, частично Волынской и Люблинской (Царство Польское) губерний. Сбывали здесь лошадей до 1832 года и Сапеги, которые имели большой конный завод.
Купля-продажа выглядела следующим образом: лошади, коровы, козы перед ярмаркой паслись на заливных лугах, окружавших Зельву. Купцы с утра выезжали на пастбища и выбирали товар, а затем возвращались в город, где в «брокерских конторах» оформляли сделки. А потом наступало время веселья. Купцам и гостям ярмарки было где отвести душу – на площади стояли многочисленные корчмы с местными кулинарными изысками и напитками.
Доход, получаемый от ярмарок Сапегами, в большой части шёл в пользу римско-католического духовенства. Так по реестру за 1790 год было выдано: Щучинским пиарам – 1750 злотых, Розаностокским доминиканам – 2835 злотых, Новогрудским бонифраторам – 660 злотых, Лысковским миссионерам – 700 злотых, Ружанским базильянам – 875 злотых, Деречинским доминиканам – 705 злотых, Берёзским картузам – 4000 злотых и Черлёнским базильянам – 585 злотых. Всего – 13160 злотых.
После последнего раздела Речи Посполитой в 1795 году и вхождения Волковысского повета в Российскую империю, ярмарку в большей степени стали навещать купцы из России. Однако не следует преувеличивать значение Зельвенской ярмарки в масштабе Российской империи. Так в «Памятной книжке Россейской промышленности на 1843 год» раздел о замечательнейших российских ярмарках разбит на два: первоклассные ярмарки и второклассные ярмарки. Зельвенская ярмарка относилась к числу второклассных, наравне с 5 ярмарками в городе Бердечиве Волынской губернии и 3 ярмарками в городе Острогожек Воронежской губернии. Другое дело, что подобных Зельвенской ярмарке, т.е. второклассных, на территории современной Беларуси было мало: в местечке Переборово Брестского уезда, и в местечках Любовичи и Хисловичи Могилёвской губернии.
К числу же первоклассных ярмарок относились: Курская, Нижегородская, Ирбитская (Пермская губерния), Ильинская и Вознесенская (Полтавская губерния), Веденская (Саратовская губерния), Сборная и Троицкая (Симбирская губерния), Десятая, Казанская, Крещенска, Троицкая, Покровская (Тамбовская губерния), Покровская и Успенская (Харьковская губерния), Крестовоздвиженская (Черниговская губерния), Якутская (Якутская губерния), Ростовская (Ярославская губерния).
Тем не менее, ярмарка для местного населения являлась огромным событием, к которому готовились загодя.
Ярмарка в Зельве была не только торговым центром, но и временным - на период его действия - местом увеселения. Сюда приезжали артисты театра, представление которых происходило три раза в неделю, другие мастера по развлечению народа: циркачи, балаганщики, жонглеры, фокусники, цыгане с дрессированными медведями.
В специально построенном помещении действовал театр, принадлежавший Сапегам. Постановки здесь были разножанровыми. Часто в театре выступали артисты из Вильнюса, России, Парижа и других зарубежных городов, проводились мероприятия, демонстрировались цирковые программы. А с вечера и до самого утра гремел оркестр скрипок в составе 15 музыкантов, чтобы удовлетворить желающих к танцам.
При описании театра Юзеф Игнатий Крашевский замечает, что "вопреки обычаям тех лет в театре отсутствовали ложе, где могли бы сидеть представители аристократии. Ложи заменил "демократический" балкон, который заполняла разная публика ".
Особой популярностью на ярмарке пользовалась игра в рулетку. Она привлекала в Зельву большое количество богатых людей, чиновников, всех любителей "острых" ощущений.
Чтобы полюбоваться различными зрелищами, а также самим принять участие в увеселительных мероприятиях, издавна на ярмарку приезжала масса мелкой шляхты. С тех времён сохранились следующие названия увеселительных ярмарочных заведений: «Лисья Норка» – погребок, которому была предоставлена монополия по продаже вин и других заграничных напитков; «Серебряный зал» – зал в кофенгаузе для игры в карты, где на столах громоздились кучи разыгрываемых серебряных монет; «Пся Гурка» или «Собачья Горка» – зал в 49 квадратных сажень для вечерних и ночных увеселений на втором этаже деревянного дома. На этой Горке после наступления сумерек царило равенство, и помещики веселились вместе со своими слугами: экономами, старостами, лакеями, кучерами. Здесь они проводили время в дамском обществе из известного сорта женщин, состоящих большею частью из евреек. В одном углу зала помещался оркестр, в другом – стол с бутылками, наполненными вином и ромом, закусками, кипящими самоварами. Вдоль стен зала были расставлены скамьи в виде амфитеатра, заполненные зрителями. Посреди зала было оставлено небольшое место для танцующих. В отличие от слуг, помещики не пускались в пляс с женщинами.
С развитием капитализма менялся характер ярмарочной торговли. В начале XIX в. крупные оптовые ярмарки приобретают форму ярмарок-выставок товарных образцов. Вследствие этого в Беларуси значительное расширение получают контрактовые ярмарки, которые распространяются во всех губерниях. Смысл этих торгов заключался в оптовой торговле сельскохозяйственных и закупке текстильных товаров, продажи и покупке имений, сдачи их в залог или в арендное пользование, выкупе закладных имений и плате займов.
Ведомости о движении торговли на ярмарке подразделяют привозимые товары на три разряда: I - "российские", II - "европейские иностранные", III - "азиатские колониальные".
Перечень товаров, продаваемых на Зельвенской ярмарке в 1830 г. находим в отчёте волковысского земского исправника Тяньшевского: сукно высшего, среднего и низшего сортов, а также дродедамовые платки на ярмарке были производства фабрик из Слонима и Волковыска, а также из Белостокской области из местечек Орля и Сематичи. Продали товара более половины, большей частью купцам Виленской губернии.
Продавались разного вида бумажные ткани: нанка, картуна, миткаль, ситец; разного вида льняные и пеньковые изделия; изделия из шёлка и полушёлка; дамские шляпы и чепчики; кожи и изделия из них; разные галантерейные вещи; фарфоровая и фаянсовая посуда; хрустальные изделия и зеркала; бумага разного сорта; разные пушные товары; иностранные краски; мыло. Из продовольственных товаров: рыба, сахар, кофе, чай, швейцарский сыр, различные напитки.
О Зельвенском ярмарке писали многие ученые и исследователи. Так историк и путешественник И.Крашевский в своей брошюре "Зельвенская ярмарка", изданной в 1840-е годы писал: “З вельмі даўніх часоў Зэльва і яе жыхары падпарадкоўваюцца здзіўляючаму праву калі 11 месяцаў у годзе яны марнеюць, а толькі месяц жывуць”.
Про Зельвенскую ярмарку 1820-х годов вспоминает Леан Патоцкий, шляхтич из знаменитого рода Потоцких, владельцев обширного имения Россь в Волковысском уезде: «За дзве мілі ад Дзярэчына над берагам Зяльвянкі ляжыць мястэчка Зэльва – здавен спадчына Сапегаў. Зэльва неблага забудаваная. Шырокая вуліца праразае яе ўздоўж ажно да канца горада, дзе крокаў за трыста на ўзгорку стаіць парафіяльны касцёл. На гэтай вуліцы па адзін бок – мураваныя магазіны, па другі – заезны двор, у якім месціцца шынок, тэатр, маскарадныя залы, і тая «Срэбраная», як яе называлі, зала, у якой некалькі гадоў перад гэтым цэлая зграя шулераў сцерагла чужыя кішэні, цягнула банкі, напэўна абыграваючы навічкоў. Раз на год у Зэльве адбываліся кірмашы, пераважна конскія».
23 июля 1832 года волковысский земский исправник доносил гродненскому губернатору Михаилу Николаевичу Муравьёву: «С 26 июля в местечке Зельва начинается ярмарка, которая обыкновенно кончается 22 августа. В прошедшие лета сия ярмарка была весьма значительная, и на оную собралось многочисленное количество разных сословий народу».
В 1834 году на ярмарке имелись следующие заведения: 174 лавки, трактир, буфет, бильярд, театр, кондитерская, зал, кабаки, шинки, погреба.
Со времён Сапеги на ярмарке с купцов и торговцев брались различные денежные сборы: брамовый – за въезд в местечко экспедиции (гружёной фурманки), за выезд из местечка с товарами, за мелочную торговлю товарами, за содержание откупа прописанных заведений. Кроме того, имелись сборы: местечковый, еврейский коробочный сбор, торговый, питейный и т.д.
Как видим, перечисленные выше сборы на ярмарке были многочисленны, и за один и тот же товар продавцу приходилось платить несколько раз различным сборщикам.
Представление о количестве и значении торговых заведений на Зельвенской ярмарке в этот период может дать следующий документ. 9 марта 1838 года военный начальник по Волковысскому уезду подполковник Степанов доносил в своём рапорте гродненскому губернатору Григорию Доппельмайеру о состоянии Зельвенской ярмарки:
«В Зельве имеется каменных лавок под названием квадратных – 68. При них по углам 4 шинка и 2 больших колодца, шинкарских лавок – 19, кадовских лавок – 56 («шинкарских» – имеется в виду шинок или лавка, где продавали спиртное. Слово «кадь» по словарю Даля обозначает хлебную меру, а значит, в «кадовских» лавках могли торговать хлебом или другими рассыпными продуктами), новых мурованных лавок – 32. Итого в квадратном строении имеется 176 лавок. Дубенских лавок – 14, из коих занимается только 7, а прочие по ветхости без употребления (в «дубенских» лавках торговали дублёными кожами). Меньших лавок, годных для торговли – 9, а разрушенных – 13. Всех же лавок – 192, кои крытые черепицею. В некоторых из них перегородки, сделанные из прусского мура, разрушены и не починены. Кроме каменных лавок в Зельве находится большой каменный дом, называемый кофенгаузом, в котором наверху помещается театр и редут («редут» – здесь подразумевается клуб, дом для общественного увеселения), а в нижней части трактир, кондитерские. Под домом каменный склеп. Для временной земской полиции устроен особый дом.
Из сравнительного описания Свислочи и Зельвы преимущественные выгоды и удобства за Зельвенской ярмаркой, на которую иногородние купцы приезжают с большими транспортами товаров из Москвы, Бердичева, Минска, Вильны, бывали некогда из Варшавы. Также здесь производится оптовый торг купцов гуртовых лавок, которые ежегодно в Зельве рассчитываются с покупателями из разных городов и местечек, принимая за товары истёкшего года деньги, а на текущий год отдают деньги под вексель»
В 40-е годы ярмарка поступила в ведомство управления государственных имуществ. С этого времени все отяготительные для купечества и публики сборы, как то: плата за въезд в местечко и выезд из него, акциз с товаров и прочее, кроме платежа за лавки по новой повышенной таксе, были отменены.
Из списка заведений Зельвенской ярмарки на 1848 год, с которых в казну предполагалось собрать налогов 6204 рубля, находим много интересных подробностей. Так в буфете кофенгауза продавались разные сорта сладких водок и ликёров, а в другой комнате кофенгауза гости могли заказать кофе, чай и пунш. Здесь же в кофенгаузе имелась отдельная комната с бильярдом, столовая. На ярмарке имелся трактир с харчевнею, называемый кабаком, пекарня, несколько лавок торговали горячим вином, т.е. водкою, имелись два ледника для хранения продуктов, погреб для иностранных вин. Налоги взимались с разного вида артистов: балаганщиков, штукмейстеров (фокусников), эквилибристов, дрессировщиков, показывающих диких зверей и птиц, вольтижеров (искусных наездников).
Так как ярмарочная торговля должна была быть сосредоточена в одном месте, то наём лавок в частных домах допускался только тогда, когда были заняты все казённые лавки и места, отведённые под балаганы.
В 1857 году гродненский губернатор Иван Шпеер приказал постепенно перенести ярмарку с Зельвы в губернский город Гродно. Упадок Зельвенской ярмарки ускорило восстание 1863 года. В этом году ярмарки вообще не произошло.
Воспоминания о Зельвенской ярмарке встречаются у некоторых современников тех событий, однако основательного исследования о Зельвенской ярмарке никем из историков не проводилось. В 1864 году была выдана вторая часть исследований по Гродненской губернии под названием «Материалы для географии и статистике России» под руководством полковника Генерального штаба Павла Осиповича Бобровского. В этом исследовании довольно много место отводиться и анализу Зельвенской ярмарки: «В 1859 году местечко Зельва состояло из 163 дворов. Посередине, на довольно обширной площади, обставленной рядом каменных домов, между которыми замечательнее других обширное 2-х этажное здание кофенгауза, находится обширный каменный гостиный двор с 200 лавками, расположенных частью в главном корпусе и на внутреннем дворе (так называемые квадратные лавки), частью же в больших деревянных балаганах, примыкающих к главному выходу. Несколько магазинов помещено в здании кофенгауза.
Жителей по 10-й ревизии в 1858 года в Зельве насчитывалось 1315 душ, из них в христианских 75 дворах проживало 500 душ государственных крестьян, а в 90 дворах проживали 824 еврея или 62 %. Во время ярмарки население Зельвы увеличивается до 3000 душ.
Павел Бобровский в книге "Материалы для географии статистики России. Гродненская губерния» приводит несколько таблиц, анализ которых дает нам возможность посмотреть на ярмарку с точки зрения посетителей по роду их занятий. Так в 1856 году с товарами приезжали: помещики, чиновники и офицеры - 118 человек. Купцы, торговцы и различные податливые люди - 125 человек.
«Особенно много съезжается евреев, из коих одни запасаются товарами на целый год, другие снабжают помещиков ссудами, делают взыскания по займам, заключают договоры, от чего Зельвенскую ярмарку справедливее назвать еврейскими контрактами».
Вместе с тем П.Бабровский писал: «Посетителей из Гродненской губернии в действительности гораздо более числа, показываемого в официальных источниках, в списках полиция отмечает не всех торговых людей Волковысского, Слонимского уездов. По нашему мнение, общее число посетителей Гродненской губернии, т.е. торговцев, людей промышленных и помещиков, если увеличить цифру Гродненской губернии на 50% простирается до 560 человек.
Сверх того, в течение ярмарки, в торговые дни, по четвергам и воскресеньям, собирается множество крестьянам и жителей Волковыска, смежных местечек; число посетителей в эти дни возрастает до 3000 человек».
Возникает вопрос: "А где же жили посетители ярмарки?"
«Приезжие на ярмарку помещики нанимают квартиры, некоторые находят помещение в кафе-гауз.
Купцы и торговцы живут или у хозяев и содержателей постоялых дворов, или за недостатком помещений у жителей местечка, помещаются рядом с товаром».
Значением своим и развитием Зельвенская ярмарка обязана не столько выгодному коммерческому положению, сколько искусным мерам владельцев, умевших своими пожертвованиями сделать бедное местечко одним из важнейших торговых центров западных губерний. Но когда ярмарочные сборы были отданы евреям на откуп, обременительный для торговли, в Зельве стали реже являться иностранные купцы, менее прибывало помещиков и промышленников, а вместе с тем сильно понизились и всякого рода торговые сделки».
А вот как описывает работу Зельвенской ярмарки в «Гродненских губернских ведомостях» в 1864 году некто по фамилии Константинов: «С началом ярмарки Зельва из пустынного и безлюдного местечка превращалась в оживлённый городок: к 25 июля сюда начинали съезжаться новые, но, большей частью знакомые друг другу лица. С наступлением 25 июля прибывала военная команда, открывалось временное отделение полиции, почтовое отделение, приезжал чиновник управления государственных имуществ. В 12 часов того же дня барабанный бой возвещал об открытии ярмарки. С первого дня торговлю начинали только евреи и христиане-католики. Православные купцы ожидали 1-го августа – дня Происхождения Честных Древ. В этот день из православной церкви, через местечко, в сопровождении стройного хора певчих выступал крестный ход. После водоосвящения на обратном пути процессия останавливалась в лавке всеми уважаемого купца Зотова и служила молебен, а потом лавки русского купечества окроплялись святой водою, и начиналась торговля.
К празднику Преображения Господня съезжалась публика, которая с каждым днём делалась многочисленней и разнообразней. К 15 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, ярмарка была в полном разгаре: улицы и площадь усеяны народом, возами с разными запасами, лошадьми и рогатым скотом. Однако торгуют только единичным скотом, а гурты, предназначенные к продаже, в это время пасутся на окрестных пастбищах. Там и производится оптовая продажа скота.
Главный торг красными товарами сосредотачивается в каменных лавках, размещённых на замкнутой со всех сторон четырёхугольной площади с четырьмя входными воротами. Ходы между лавками, их галереи и сами лавки набиты народом: дамы в изящных нарядах в сопровождении кавалеров в прихотливых и живописных костюмах, обыкновенно с хлыстиками в руках, густые толпы евреев и евреек, отличающихся своею суетливою подвижностью и выразительностью физиономий, крестьяне в своей неприхотливой, почти однообразной, праздничной одежде, и крестьянки, пестреющие разнообразными нарядами. Всё это при шумном говоре, сливающимся в один общий гул, снуёт взад и вперёд сплошными массами мимо лавок, из которых выходящие толпы народа сменяют одна другую, производя волнение, представляющее живописную картину.
Между торговою площадью и рядом каменных домов, в которых помещаются хозяйственные заведения ярмарки: столовая, кофейная, буфет и кондитерская пролегает довольно широкая улица, вдоль которой в множестве разъезжают взад и вперёд упряжные и верховые лошади для испытания их в рысистом беге. Заводские лошади продают прямо из конюшен, которыми служат крестьянские сараи, нанимаемыми на время ярмарки продавцами лошадей.
К вечеру публика редеет, рассеивается, к ночи всё исчезает. В ночное время к лавкам становятся часовые и караульщики из крестьян. После пробития вечерней зари по местечку ходит патруль, который не препятствует запоздалым посетителям в их ночных странствиях.
С 15 августа число помещиков, особенно помещиц, постепенно уменьшается. Ярмарку посещают ещё приказчики, экономы, поселяне и евреи. Ослабевающий с каждым днём торг держится до 23 августа: в это время купцы начинают разъезжаться, кто восвояси, кто на Свислочскую ярмарку. К 25 числу ярмарка потухает и местечко Зельва погружается в своё обычное безмолвие. Жители местечка, обеспечив себя добытым на ярмарке доходом: за отдачу в наём домов, чуланов и сараев, за продовольствие своих постояльцев, за продажу напитков и провизии, на целый год успокаиваются от четырёхнедельной тревоги в сладкой надежде на будущую ярмарку».
Продолжавшаяся целый месяц многолюдная ярмарка являлась временным, но хорошим источником доходов для многих местных жителей. Однако для получения такого заработка необходимо было приложить максимум усилий, так как конкурентов хватало.
Непроданный товар с местечка Зельвы сразу по окончании ярмарки перевозился в недалёкое местечко Свислочь того же Волковысского уезда, где начиналась другая ярмарка.
В 1863 году ярмарка в Зельве вообще была отменена по причине восстания, а с развитием сети железных дорог на территории современной Беларуси ярмарка постепенно пришла в упадок, оставаясь лишь местом проведения торговли лошадьми, превратившись из наикрупнейших коммерческих центров Северно-Западного края России в ярмарку местного значения. В «Обозрении Гродненской губернии за 1890 год» сообщалось: «Значащаяся по официальным сведениям месячная ярмарка в м. Зельве Волковысского уезда давно уже потеряла свое значение и в настоящее время заключается только в том, что по воскресным дням бывает более оживленный торг рогатым скотом, лошадьми и разными сельскохозяйственными произведениями».
Что является, по мнению П.Бабровскага, причинами упадка Зельвенской (Анненской) ярмарки?
«Существенными причинами упадка ярмарки полагать надобно, кроме войны, неурожаев, голода и поимки контрабанды - заметное охлаждение купцов, особенно из губерний великороссийских и царства польского».
Прошло несколько десятилетий. В конце XIX - начале XX стагогоддяв в Гродненской губернии открываются новые ярмарки. В 1902 году вновь была восстановлена ярмарка и в Зельве, но в это время преобладал базарный тип ярмарок, которые мало чем отличались от обычных.
После раздела Речи Посполитой, в результате которых Зельва в числе других белорусских городов отошла к Российской империи, произошел упадок не только ярмарочных дел, но и всей экономики страны. После антироссийского восстания 1830 Зельвенская Анненская ярмарка во второй половине XIX века пришла в упадок. С перерывами в лихолетии Зельвенская местная ярмарка просуществовала вплоть до начала Первой мировой войны. В начале XXI века была попытка возродить знаменитую Анненскую ярмарку в Зельве, но по сути своей настоящая ярмарка пока еще не достигла прежней значимости
...Через века Зельвенщина посчитала своим долгом возродить традицию Анненских ярмарок.
"Новое дыхание" знаменитая ярмарка получила в 2001 году, когда в Зельвенском районе решили, что уникальный праздник с мощными историческими корнями должен стать визитной карточкой Зельвенщины - одним из самых массовых и желанных для жителей и гостей района. На различных мероприятиях областного и даже республиканского уровней Анненская ярмарка обсуждается как один из успешных проектов, который проводился, начиная с 2001 года, в 2002 и 2004 гг.
В 2010 году появилась возможность снова восстановить Анненскую ярмарку благодаря тому, что район был определен в качестве площадки для реализации совместного проекта Программы развития ООН и Европейского союза "Устойчивое развитие на местном уровне". Зельвенский проект Анненской ярмарки оказался в числе победителей, и ПРООН выделило на его реализацию 18 миллионов рублей.
Начиная с 2012 года, Анненская ярмарка проводится каждый год: в 2013, 2014 ...
Праздник "Анненская ярмарка" - яркое свидетельство того, что зельвенцы сердцем любят свой красивый край, ценят традиции своих предков и стараются передать их в наследство потомкам. И пусть сейчас ярмарка длится только 2 дня, а не целый месяц, как раньше, возможно, она снова станет одной из крупнейших, как в Беларуси, так и за ее пределами…

gallery/img_6207
gallery/img_6238
gallery/img_6268

ИСТОРИЯ АННЕНСКОЙ ЯРМАРКИ

gallery/img_6749
gallery/img_6751
gallery/img_6764
gallery/img_6772
gallery/img_6776
gallery/банер1
gallery/img_6783
gallery/img_6783